Как обучают практической психологии?

Ольга Елисеева

Главная > Статьи > Как обучают практической психологии?

Есть такой миф, что психологи помогают советом. Это совершенно неверное представление о работе психолога, сейчас поймете почему.

Вам точно знакомо, как преподают теорию: лекции, семинары, домашние задания, рефераты, доклады. А как учат практиков психологов, скорее всего не известно, поэтому рассказываю.

Мы собираемся группой. У нас есть ведущие, обычно 2 или 3 тренера. У нас достаточно много свободы. Мы можем сидеть как хотим: на полу, лежа, на стуле, в кресле. Иногда процессы в группе такие сложные, что сидеть прямо невыносимо, поэтому свобода передвижения просто необходима.

После обсуждения организационных вопросов – мы знакомимся друг с другом. Этот процесс называют шерингом. Во время шеринга, каждый рассказывает о себе, что пожелает. Кому-то задают вопросы. Чем больше группа, тем больше времени на процесс шеринга может уйти. Знакомство друг с другом очень важно, ведь нам потом общаться с друг другом, доверять свои сложные истории друг другу.

Если группа уже знакома, тогда в шеринге рассказывают о своём актуальном состоянии, своих переживаниях. Тоже важный момент, так мы понимаем, кто с каким настроением пришел работать.

 

После небольшого перерыва опять начинается работа. Учебный процесс длится целый рабочий день 8-9 часов, с перерывом на обед. Обычно это три дня интенсивной работы, а потом перерыв на 2-2.5 месяца.

Учебный процесс имеет свою структуру: лекции в тему обучения, практические задания, это могут быть упражнения в маленькой группе (3-4 человека), задания для самостоятельного выполнения, учебные сессии индивидуальной работы в кругу группы.

Мы постоянно практикуем работу клиент-терапевт в кругу коллег: это даёт возможность проработать свои поднявшиеся темы, а так же посмотреть работу тренеров и коллег. Набраться практических навыков, путем подсматривания друг за другом. Ведь каждый терапевт работает «собой», а мы все такие разные. У каждого есть чему поучиться.

После каждого практического кусочка – мы откликаемся своими переживаниями, чувствами, идеями, предположениями, гипотезами о том, что происходило, какая потребность была, как с ней обошёлся терапевт.

Этот момент помогает разрабатывать навык осознования того, что происходит в сессии клиент-терапевт, сразу, пока идет процесс.

Психотерапию – не возможно выучить по учебникам. Тут нужно видеть, чувствовать, как это происходит, быть частью этого процесса. Только личный опыт, переживания, личное участие в процессе даёт возможность уловить суть работы с клиентом.

Ни одного упоминания о советах как лучше жить, заметили?

А Вы знали, как учатся психологи практической работе?

302